Популярные вопросы и ответы по эксплуатации, ремонту и выбору автомобилей: корректировки при расчете💫 кто устанавливает нормы гсм💫 наши сервисы💫 понятие норматива гсм💫 что утверждает минтранс
Норма расхода топлива – 2018
Нормы расхода топлива устанавливаются компаниями и ИП не только для контроля за использованием ГСМ, но и для возможности снижения налоговой базы. Такие нормативы актуальны для субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности автотранспорт, в т.ч. для перевозок грузов или пассажиров.
Стандарты по объему списываемого топлива нужны для минимизации рисков возникновения споров с контролирующими органами, в т.ч.:
- нормы расхода топлива и смазочных материалов помогают вывести объективную величину прочих издержек в себестоимости товаров или услуг;
- объем потребленного ГСМ напрямую влияет на размер налога на прибыль.
Учет топливных ресурсов можно вести и по фактическим затратам, но при налоговой проверке надо будет обосновать каждый литр бензина.
Обязательства по нормированию топливных затрат не предусмотрены налоговым правом, такого требования к предприятиям и ИП нет и у Минфина. Метод списания топлива с учетом нормативов вызван необходимостью обосновывать всю сумму затрат, включенных в налоговую базу по налогу на прибыль.
Кто устанавливает нормы расхода топлива:
- Минтранс – в 2018 году рекомендуемые нормативы приведены в распоряжении от 14.03.2008 г. № АМ-23-р (ред. от 14.07.2015). Нормы расхода топлива Минтранса РФ могут использоваться компаниями и ИП в качестве ориентира или рекомендации, но для автотранспортных и занятых в системе контроля и управления предприятий эти стандарты обязательны к применению. Такая позиция отражена налоговиками в письме от 21.09.2015 г. № АС-4-10/16581 и в п. 1 Раздела 1 приложения к распоряжению № АМ-23-р.
- Сами субъекты хозяйствования также могут рассчитывать и утверждать нормативы расхода ГСМ (например, при помощи акта контрольного замера или приказа).
Нормы расхода топлива 2018 года могут содержать ряд понижающих или повышающих коэффициентов – это необходимо для оптимизации затрат с учетом времени года и особенностей транспортного движения в конкретной местности.
Законодательно регламентирует нормы расхода топлива Минтранс РФ, последняя редакция его нормативов учитывает корректировки, внесенные распоряжением № НА-80-р от 14.07.2015 года. Если нормы по топливу, маслам или другим ГСМ были превышены, необходимо подготовить документы, которыми можно обосновать необходимость повышенного расхода в конкретной ситуации. Для этой цели понадобятся путевые листы.
Нормы расхода топлива на 2018 год устанавливаются обособленно для разных марок и моделей машин с привязкой к модификации автомобиля. Топливные стандарты существуют нескольких типов:
- Базовые нормы расхода топлива. Они измеряются в литрах на каждые 100 км пробега при условии, что транспортное средство будет в снаряженном состоянии.
- Транспортная норма с измерителями в литрах на 100 км пути в условиях ведения транспортных работ.
- Нормативы для автобусов, самосвалов.
- Лимиты по грузовым автомобилям, отражаемые в литрах с привязкой к 100 тонно-километрам.
Калькулятор расхода топлива: онлайн расчет затрат на бензин по расстоянию
Внимание! Уточнить, скорректировать и правильно отразить в учете топливные расходы вам помогут следующие документы:
Изменения в части предельных значений зимних надбавок
Установление норм расходов топлива в 2021 году
- базовые нормы расхода топлива на 2018 год Минтранс для этой марки и модели авто установил на уровне 8,1 л на 100 км;
- с учетом срока эксплуатации автомобиля и общего километража пробега можно применить корректирующий коэффициент повышающего типа, равный 5%;
- нормы расхода топлива и материалов могут быть увеличены на 7% за счет эксплуатации транспортного средства с включенным кондиционером.
Нормы списания ГСМ 2022 года. Приказ Минтранса РФ Ведомство расширило перечень легковых автомобилей, автобусов, грузовиков, фургонов и другого автотранспорта. Также оно скорректировало лимиты расхода топлива, таблицу с предельными значениями зимних надбавок к нормам и порядок применения повышающего коэффициента и др.
Как определить нормы расхода ГСМ, если они не утверждены Минтрансом для данного транспортного средства
Как в организации (общая система налогообложения) в целях исчисления налога на прибыль правильно определить нормы расхода топлива на транспорт и спецтранспорт (используется на территории аэропорта), нормы расхода топлива которых не определены Методическими рекомендациями, введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Порядок определения норм расхода топлива и оформления его результатов силами самой организации действующими нормативными документами не установлен.
При самостоятельном определении нормы расхода топлива исходя из результатов контрольных замеров и информации, указанной в документах производителя соответствующей техники, необходимо учитывать некоторые обстоятельства, изложенные ниже.
В Методических рекомендациях, которые были разосланы ФНС России письмом от 15.04.2008 N СК-6-5/281 «для руководства в работе» нижестоящим налоговым органам, указано следующее:
Аналогичный вывод содержится в судебной практике (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008 N А09-3658/07-29 (ВАС РФ не нашел оснований для пересмотра этого решения (определение ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08), АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 N Ф08-5527/15 по делу N А53-24671/2014)*(2).
Таким образом, организация может самостоятельно разработать нормы расхода топлива исходя из результатов контрольных замеров. При этом порядок самостоятельного определения норм расхода топлива и оформления его результатов действующими нормативными документами не установлен.
Очевидно, что в целях утверждения временных норм расхода топлива организация будет создавать комиссию для проведения соответствующих испытаний, производить контрольные замеры для выявления реального расхода топлива на 100 км, сопоставлять полученные данные с данными технической документации, а также информации, полученной от изготовителя.
Затем на основании указанного акта руководитель организации в приказе об учетной политике будет утверждать нормы списания топлива для конкретной марки (модели) транспортного средства.
Как уже было отмечено, основанием для издания такого приказа и подтверждением экономической обоснованности применения данных норм могут служить:
техническая документация завода-изготовителя*(3);
результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км, за один час непрерывной работы и т. п.
При разработке норм расхода топлива учитываются:
конструктивные особенности автомобиля (марка двигателя; рабочий объем двигателя, его мощность и тип, количество передач), его техническое состояние;
дорожно-транспортные, климатические и иные факторы.
Кроме того, могут быть предусмотрены поправочные коэффициенты (например при эксплуатации в зимнее время, в городских условиях).
Самостоятельное утверждение организацией норм расхода ГСМ
Обновленные нормы расхода топлива приказ минтранса Калькулятор расхода топлива использует нормативное потребление горючего, заявленное производителем и утвержденное Минтрансом.
Можно ли использовать свои замеры
Использовать нормы Минтранса – право, а не обязанность организации. С этим согласны и в Минфине России. Подтверждение этому – письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875.
О лекторе
Вадим Николаевич Байбуз – член Адвокатской палаты Московской области. С 2012 года является старшим партнером юридического бюро «Байбуз и партнеры». С 2008 года – управляющий партнер адвокатского бюро «Джейнови».
Действительно, Налоговый кодекс не требует нормировать расходы на горюче-смазочные материалы. Тем не менее всем известно правило: при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Именно поэтому безопаснее учитывать затраты по нормам Минтранса.
Вопросов со стороны проверяющих к вам точно не будет. А уж если в распоряжении Минтранса России № АМ-23-р нет норм для какой-то марки, то установите свои значения.
Необходимо провести по меньшей мере два контрольных заезда. Отдельно для весенне-летнего и для осенне-зимнего периодов. Во втором случае норма расхода топлива, как правило, выше, чем в первом, примерно на 10–15 процентов. На основании акта контрольных заездов составьте приказ об утверждении норм расхода горюче-смазочных материалов.
О семинаре
Место проведения: г. Москва
Тема: «Налог на прибыль. Изменения второго полугодия»
Длительность: 6 часов
Стоимость: 14 000 руб.
Компания-организатор: «Байбуз и партнеры»,
тел. (495) 967-98-58
Город | Максимальная надбавка, % | |
---|---|---|
до 14 июля 2015 года | с 14 июля 2015 года | |
Москва, Санкт-Петербург | 25 | 35 |
Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Красноярск, Пермь, Воронеж | 20 | 25 |
Города с населением от 250 тыс. до 1 млн чел. | 15 | 15 |
Города с населением от 100 тыс. до 250 тыс. чел. | 10 | 10 |
Населенные пункты с численностью до 100 тыс. чел. | 5 | 5 |
Базовый показатель
От чего зависит величина показателя ГСМ
Что утверждает Минтранс
Статьи по теме Для целей налогообложения прибыли расходы на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов как до 1 января 2019 г., так и после указанной даты при налогообложении прибыли подлежат учету в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.
Новые подходы к установлению норм расхода топлива
На основании абзаца пятого статьи 7 Закона Республики Беларусь от 08.01.2015 N 239-З «Об энергосбережении» Совмин принял постановление от 10.08.2023 N 470 «О порядке установления норм расхода топлива» (далее — Постановление N 470).
Как было до принятия Постановления N 470
Инструкция N 141 устанавливала порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования.
Для целей налогообложения прибыли расходы на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов как до 1 января 2019 г., так и после указанной даты при налогообложении прибыли подлежат учету в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.
Так, затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухучета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухучета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК в редакции, действующей с 2019 года, и (или) законодательством.
К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:
— затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
К нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.
Следовательно, применительно к 2019 году НК содержит однозначный алгоритм для учета при налогообложении прибыли расходов на оплату топлива.
Согласно п. 7 Инструкции N 141 предусмотрено, что нормы, установленные руководителем, действуют до момента установления норм в соответствии с законодательством, но не более 6 месяцев.
При наличии норм завода-изготовителя такие нормы могли использоваться в 2019 году без ограничений по срокам.
До 2019 года при налогообложении прибыли также не учитывались затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством .
Справочно
Нормы в области транспортной деятельности установлены следующими постановлениями Минтранса:
— от 06.01.2012 N 3;
— от 01.08.2019 N 44;
— от 14.11.2019 N 50;
— от 23.12.2019 N 54;
— от 10.02.2023 N 2;
— от 24.04.2023 N 13.
С 1 января 2023 г. вступил в силу Указ N 503, согласно которому затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат .
В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президента Республики Беларусь были предоставлены законом. Такие полномочия должны быть оформлены в заключительных положениях закона .
Как перейти на новые правила
Бухгалтерский учет нормативов ГСМ Очевидно, что в целях утверждения временных норм расхода топлива организация будет создавать комиссию для проведения соответствующих испытаний, производить контрольные замеры для выявления реального расхода топлива на 100 км, сопоставлять полученные данные с данными технической документации, а также информации, полученной от изготовителя.
Содержание статьи